Как спроектировать востребованный продукт с учетом восприятия потребителя. Подход агентства Paper Planes к разработке сильной продуктовой стратегии.
Когда речь заходит о девелопменте, большинство людей представляют бетон, фасад, этажность, нормы и метражи. Но мы — маркетологи — всегда говорили, что продукт — это не только то, что построено, но и то, как это воспринимается. И именно восприятие определяет скорость выбывания, маржинальность и ценность проекта.
Больше 10 лет назад я впервые предложил идею: пустить маркетологов на ранние этапы проектирования. Не только к названию ЖК и рекламной кампании, а прямо к архитектуре, планировкам, материалам, зонам общего пользования. Ответ был — в лучшем случае — удивление. В худшем — откровенное неприятие: «Вы что, проектировать собрались?!»
Но нашлась первая смелая компания — «Сити XXI век» с концепцией миниполиса. Мы разобрали проект с точки зрения маркетинга, предложили свою логику — и он заработал. Потом была «Брусника», потом RBI, «Наш Северный город» и многие другие. Мы увидели: технически грамотные, но невыверенные с точки зрения потребителя решения — ведут к снижению продаж. А иногда и к провалу. И наоборот: когда продукт проектируется с учётом жизни, а не только норм — он работает лучше.
Каждые 5–7 лет в девелопменте происходит волна переосмысления: появляются новые фичи, рынок адаптируется, и снова приходится изобретать. Мы выделяем четыре стадии продуктовой конкуренции в рамках конкурентной стратегии:
Витражное остекление, необычные фасады, дизайнерские лобби, модные фишки. Продукт как витрина новизны.
Успешные решения быстро копируются, рынок выравнивается, начинается гонка за оптимизацией.
Акцент смещается на эксплуатацию, атмосферу, впечатления. Объекты становятся похожими — побеждает управление.
И дальше — по новой: нужны новые смыслы, новые ценности.
Понимание, на каком этапе находитесь вы, — критично для управления продуктом. Это позволяет определить, какие усилия нужны: где — создавать новые смыслы, где — усиливать сервис, а где — оптимизировать издержки.
Маркетологам важно не просто реагировать на рынок, а придумывать новые ходы, находить слабые сигналы и формировать ожидания клиентов. Их задача — держать компанию в состоянии постоянного обновления и поиска точек роста. Именно они приносят свежий взгляд, задают вопросы, которые обычно не задают в ПЗ, и помогают не «догонять», а «опережать» рынок.
При этом проектировщики, архитекторы и инженерные команды опираются на нормативы, правила, стоимость, технологичность. Их работа важна, но она часто исходит из ограничений, а не из потребностей покупателя. Без связи с рынком, без маркеров смысла и актуальности — даже идеально выполненный проект может не продаться.
Поэтому важно соединять эти два мира: стратегическое мышление маркетинга и точность инженерии. И начинать этот разговор нужно не после ПД, а до первого эскиза.
Мы предлагаем менять рамку: от проектирования объекта — к проектированию восприятия. Люди оценивают не планировки, а то, как им будет жить в этом пространстве. И делают это не по 1–2 параметрам, а сразу по пяти.
Именно через эти 5 линз клиент сравнивает проекты. Именно они формируют ценность и влияют на выбор.
Важно понимать: все 7 шагов перехода от проектирования объекта к проектированию восприятия нужно проходить, учитывая эти 5 контуров. Иначе получится «слепое пятно»: можно проработать квартиру, но не учесть район; вложиться в МОПы, но не продумать двор; придумать вау-функции, но забыть о репутации застройщика. Каждый шаг анализа — от сценариев до трендов — должен быть пересечён с этими слоями, чтобы продукт был целостным, понятным и ценным в глазах клиента.
Начинать стоит с количественного исследования с широкой выборкой — 400+ человек, включающей как покупателей, так и тех, кто отказался от сделки. Далее применяется кластерный анализ, в частности — k-means кластеризация, чтобы выявить устойчивые поведенческие паттерны. Это позволяет сегментировать аудиторию не по возрасту или доходу, а по мотивации и логике выбора: например, «молодая семья с приоритетом школы», «одинокий пользователь, ищущий тишины», «семья, переезжающая ближе к родителям» и др.
Далее каждый сегмент оценивается с трёх точек зрения:
Это даёт ответ на ключевой вопрос: на кого стоит ориентировать продукт, с кем он «состётся», кому будет органичен. Так маркетинговая аналитика напрямую соединяется с маркетинговой стратегией продукта и бизнес-целями проекта.
Сценарии важнее метража. Кто-то покупает жильё детям, кто-то — родителям, кто-то — чтобы работать из дома. Важно не просто знать эти сценарии, а обеспечить соответствие продукта задачам, которые человек хочет с его помощью решить.
Мы опираемся на методику Jobs to be Done (JTBD), которая предлагает смотреть не на покупателя, а на «работу», которую он хочет выполнить. Люди не просто покупают квартиру — они «нанимают» её для определённой цели: например, чувствовать безопасность, обеспечить гибкость, быть ближе к природе или сосредоточиться на себе.
На основе JTBD выделяются 3–5 поведенческих сегментов. Далее проверяется, какие элементы продукта помогают этим сегментам выполнять свою «работу»: гибкий open-space, приватная кухня, шумозащищённая спальня, сквозной двор, лифт на уровне парковки и т.д. Именно соответствие этих решений ключевым «работам» клиента делает продукт органичным и продаваемым.
По методике Кано мы разделяем все проектные решения на 4 категории:
Это позволяет переосмыслить, на что тратить ресурс. Возможно, не стоит делать фонтаны и «мачты» у подъездов, а лучше — улучшить планировку или звук.
Такой подход напрямую влияет на продаваемость объекта: помогает усилить ключевые параметры, которые влияют на выбор, и избежать лишних затрат на то, что не добавляет ценности в глазах клиента.
Итог — рост уходимости квартир, снижение сроков экспозиции и повышение маржи. Продукт становится более точным и конкурентоспособным.
Quality Function Deployment — методика системного перевода запросов клиента в инженерные и проектные параметры. Её суть — в построении специальной матрицы, где с одной стороны указаны потребности клиента, а с другой — конкретные характеристики продукта, которые на эти потребности влияют.
Например, если для клиента важна «тишина в спальне», то это обеспечивается не одной функцией, а целым набором параметров: шумоизоляцией стен, использованием бесшумных лифтов, удалённостью мусоропровода, материалами перекрытий, направлением окон и т.д.
QFD помогает не просто зафиксировать пожелания, а связать их с инженерными решениями, расставить приоритеты и понять, где вложения дадут максимальный эффект. Это создаёт логичное, понятное, обоснованное ТЗ для архитекторов, инженеров и подрядчиков — и защищает проект от случайных или избыточных фич.
Здесь важно начать с изучения рыночной цены и того, как клиент её воспринимает. Мы сопоставляем стоимость продукта с той ценностью, которую он транслирует: насколько цена кажется справедливой, какие характеристики усиливают или снижают восприятие ценности.
Далее оцениваем перспективы управления ценой — за счёт чего можно повысить или сохранить маржу. Учитываются три фактора:
Если возникает дисбаланс между себестоимостью и ценностью в глазах покупателя — можно либо адаптировать продукт, либо усилить его подачу. Этот подход особенно критичен в перегретых рынках, где любое несовпадение резко снижает ликвидность.
Если в районе не хватает еды, спорта, медицины — эти функции можно встроить в проект. Мы анализируем насыщенность территории по сценариям, строим тепловые карты и на их основе формируем инфраструктурную стратегию.
Например, если поблизости нет коворкинга — он должен быть в проекте. Это сразу усиливает ценность и снижает риски недозаполнения. Но этим не ограничивается.
Иногда задача масштабнее: не просто усилить жилой комплекс, а перепроектировать целый район, чтобы он стал жизнеспособным. Один из таких кейсов — работа в Алма-Ате, где мы столкнулись с угрозой появления гетто из-за отсутствия баланса функций, социальной неоднородности и монотонной застройки.
Заказчик уже реализовал часть объектов в переданном ему районе и на практике увидел, что дальнейшее строительство может привести к стагнации: район рисковал превратиться в гетто из-за функционального перекоса, социальной однородности и нехватки ключевых инфраструктурных элементов.
Вместе с ним мы переработали структуру и сценарии, встроили недостающие функции, предложили изменения в логике транспортной и социальной доступности.
В результате проект стал не только архитектурно, но и социально устойчивым — и получил поддержку на уровне города. Это хороший пример того, как продуктовое проектирование может влиять не только на дом, но и на городскую среду в целом.
Мы тестируем продукт на устойчивость: останется ли он актуален? Какие технологии, привычки, ценности изменятся? Мы анализируем международные кейсы, урбанистику, культурные сдвиги.
Один из примеров — проект, который мы делали вскоре после COVID. Мы оценивали, как изменились паттерны проживания: возросла потребность в приватности, увеличилось значение домашних рабочих мест, изменилась роль балконов, дворов, зон для уединения.
Такие «чёрные лебеди» резко сдвигают предпочтения, и продукт, актуальный вчера, сегодня может не продаваться.
Поэтому трендовый анализ — не разовая история. Его нужно проводить регулярно, чтобы не просто следовать за рынком, а находить идеи, которые сформируют новые стандарты. Это способ управлять будущей ценностью продукта и снижать стратегические риски.
Сегодня продукт — это не просто набор характеристик. Это совокупность факторов, которые влияют на восприятие и выбор: от доверия к застройщику до логики двора и ощущения тишины в спальне.
Чтобы создавать сильные продукты, нужно работать не с метрами, а с восприятием. Для этого мы предлагаем использовать пять контуров анализа: застройщик, район, двор, дом, квартира. А чтобы проект стал точным и востребованным — пройти семь шагов, от анализа факторов выбора до трендового прогнозирования.
Всё это требует переосмысления роли маркетинга. Маркетинг — не отдел рекламы, а связующее звено между логикой клиента и архитектурой проекта. Чем раньше он подключается к разработке продуктовой стратегии — тем выше шанс, что проект будет не просто построен, а понят, принят и куплен.