Матрица Quality Function Deployment (QFD)
12/8/2025

Матрица Quality Function Deployment (QFD)

Quality Function Deployment (развертывание функций качества) — это методология систематического и структурированного преобразования пожеланий потребителей в требования к качеству продукции, услуги и/или процесса. Главный принцип заключается в сопоставлении пожеланий потребителей характеристик товара. Это универсальный инструмент, используемый для каждого продукта, услуги или сервиса.

5 минут

Матрицу QFD необходимо строить, чтобы выяснить

  1. Какие характеристики нового продукт важны для покупателя.
  2. Какое позиционирование выбрать для существующего продукта или услуги.
  3. Какое позиционирование выбрать для вашей компании.
  4. На чем делать фокус в контентной стратегии (о чем рассказывать и под каким углом).
  5. Какие точки контакта являются самыми важными для ваших клиентов.
Как выглядит матрица QFD

Подробнее рассмотрим, что значит каждый элемент в этой таблице:

  • фактор (или фактор выбора) — это наиболее важные характеристики продукта или услугидля клиента;
  • ехническая характеристика — это либо характеристики продукта (качество, вес, цвет), который вы анализируете, либо точки контакта (скорость доставки, обслуживание в точке продаж, выкладка, коммерческое предложение);
  • весовой коэффициент — это значимость каждого фактора выбора, определяется по итогам проведения опроса покупателей.

Как построить матрицу QFD

Шаг 1 . Сбор данных

Способов собрать данные среди покупателей два:Провести опрос на репрезентативной выборке (используйте калькулятор выборки), определяющий факторы выбора конкретного продукта, предложив респондентам 9 вопросов, связанных с:

  • новизной (например, на сколько для вас важна обновляемость ассортимента?);
  • доступностью (например, на сколько для вас важно покупать товар круглосуточно?);
  • безопасностью (например, на сколько для вас важно, чтобы у компании были сертификаты качества продукции?);
  • ценой (например, на сколько для вас важна низкая/высокая цена на товар?);
  • уникальностью (например, на сколько для вас важно, чтобы в ассортименте были редкие позиции?);
  • производительностью (например, на сколькодля вас важна скорость обслуживания?);
  • производительностью (например, на сколькодля вас важна скорость обслуживания?);
  • экономией (например, на сколько для вас важны акции?).

Предложить участникам опроса самим назвать предпочтительные характеристики УТП. В этом случае результаты послужат основой для дальнейшего развития и усовершенствования бренда.

Шаг 2 . Анализ данных

Получив данные, в левом столбце выписываем факторы выбора продуктов потребителями. В следующем столбце для каждого фактора устанавливаем значение от 0 до 1, обозначающее вес этих факторов (в процентном соотношении) так, чтобы их сумма давала 1.

После этого проводится опрос среди разработчиков продукта: какие характеристики они бы выделили как основные? Отобранные свойства записываем в верхнюю горизонталь таблицы. Либо, если вы анализируете Customer Journey, составьте перечень всех точек контакта, с которыми сталкивается клиент.

Для анализа полученных данных, завершаем заполнение таблицы. На пересечениях строк и столбцов умножаем значение веса на одно из трёх значений — «1», «3» или «9», обозначающим степень взаимосвязи инженерных характеристик и клиентских ценностей («1» — слабая корреляция, «3» — средняя, «9» — высокая). В фундамент (нижняя горизонталь) записываем суммы значений каждого столбца. Таким образом определяются приоритеты свойств продукции (или самые значимые точки контакта).

Метод QFD отмечается наглядностью и простотой, а также универсальностью. Таблица используется для выявления требований покупателей — от технических характеристик до особенностей сервиса.

Пример заполненной матрицы QFD

Материалы по услуге

Как региональному ритейлеру бороться с федеральными сетями

Как создать бренд, который продает

База знаний Paper Planes
Все полезные материалы по маркетингу от экспертов Paper Planes в нашем чат-боте Telegram
Перейти в чат-бота

Скачать итоги исследования можно здесь.
Авторы

Другие материалы

Мы используем файлы куки
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на их применение.
Понятно