В этой статье объясняем, почему в погоне за клиентоцентричностью не стоит забывать про правильный продуктовый менеджмент, и даем пошаговую инструкцию, как навести порядок в управлении продуктами.
Зачем компании становиться продуктоцентричной?
Есть мнение, что компания, в первую очередь, должна быть клиентоцентричной. Могу поспорить. Учитывать пожелания клиентов важно, но без правильного продукта бесполезно. Да, как сказал Генри Форд, клиенты «платят нам зарплату», но клиенты в первую очередь приходят за продуктом, и только во вторую – за сервисом. Поэтому сначала варим вкусный борщ, а потом стараемся не плевать в него и подавать с улыбкой.
Как стать продуктоцентричнее?
Чтобы промышленной компании стать продуктоцентричной, ей нужно выполнить ряд условий. Три – обязательных для всех, и четыре – обязательных лишь при определенных обстоятельствах.
Создать институт продуктовых менеджеров. Чем бы компания ни занималась. Продуктовые менеджеры будут выполнять ряд функций.
Передать в управление продуктовому менеджеру 5 типов продуктов:
Подробнее о стадиях жизненного цикла продукта мы рассказали в этом видео.
Учитывать траты на кандидатов в бестселлеры и «мелкие ставки» как инвестиции. Часто бывает, что та часть сотрудников компании, которая продает текущие успешные продукты, говорит сотрудникам, которые приходят с идеями новых продуктов: «Прекратите тратить наши деньги на свои фантазии». Из-за этого компания попадает в ловушку создания стоимости. Когда она вынуждена постоянно ублажать прибыли текущего периода и из-за этого не инвестирует часть этой прибыли в новые продукты. А потом оказывается у разбитого корыта.
В компании должен возникнуть инвестиционный комитет, который по единым правилам и регламентам принимает решения о том, сколько денег, человеко-часов и иных ресурсов выделить на каждый конкретный продукт.
Выделить команды, занимающиеся новыми перспективными продуктами, в отдельное подразделение. Зачастую такие подразделения работают как отдельный офис со своей культурой, бизнес-процессами и правилами. Иногда такого рода структуры помогают менять культуру основной организации.
Например, компания пилотирует потенциальный продукт, под него выделяет отдельную специализированную команду. Та показывает высокие результаты, а потом со своими стандартными процессами вживляется в основную компанию, чтобы осуществить культурную трансформацию.
Выполнять ли вам это условие?
Да, если
Нанять chief technology officer (CTO). Это человек, который отвечает за инженерную или производственную часть нового продукта, если она в нем есть. Иногда людям, которые отвечают за коммерческую часть продукта, не хватает квалификации, чтобы оценить, может ли компания сделать такой продукт с технической точки зрения. И сколько это будет ей стоить.
Выполнять ли вам это условие?
Да, если
Разделить функцию RnD (то, что раньше было принято называть НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на две подфункции для двух разных подразделений – Research отдельно, Development отдельно.
Research в данном случае – это патентный поиск и работа с научным сообществом.
Например, у нас был клиент, который занимался присадками в бетон. После работы с нами он начал активно работать с вузовскими кафедрами и искать интересные патенты для коммерциализации.
Отдел Development в данном случае проверяет востребованность продукта, решает его дальнейшую судьбу, запускает в рынок или списывает убытки и идет заниматься новым продуктом. Такой отдел похож на команды развития в ресторанном бизнесе, которые управляют заведениями первые полгода, выводят их на плановые показатели, а затем передают команде профессиональных операционистов и едут открывать новый ресторан.
Выполнять ли вам это условие?
Да, если
Внедрить систему управления жизненным циклом продукта – Product Lifecycle Management (PLM).
Это платформа для совместной работы и коммуникации, где все команды могут получать доступ к данным, документам и информации в режиме реального времени и обмениваться ими. PLM обеспечивает сквозную видимость и контроль над жизненным циклом продукта, от зарождения идеи до вывода ее из эксплуатации.
Выполнять ли вам это условие?
Да, если
Если компании в погоне за клиентоцентричностью забывают про правильный продуктовый менеджмент, они рано или поздно сталкиваются с проблемами:
Все это искажает реальную картину. Из-за беспорядочного инвестирования в продукты нам может казаться, что компания не прибыльна, хотя она операционно прибыльна. Из-за ошибок в определении КПИ для новых продуктов мы можем либо долго тащить заведомо убыточный проект, либо слишком рано его пристрелить.
Мы в Paper Planes можем помочь вам сформировать отдел продуктовых менеджеров. А если хотите оценить готовность вашей компании к вызовам рынка, то можете прямо сейчас пройти Чекап. Это первый сервис, который позволяет комплексно оценить корпоративную культуру организации и понять, насколько она готова к внедрению изменений.