Рассказываем, как разрабатываем для клиентов стратегические карты и как они связаны с KPI.
Сбалансированная система показателей позволяет осуществлять детализированный мониторинг деятельности компании, увеличивать оперативность и эффективность управленческих решений, контролировать наиболее важные финансовые и нефинансовые показатели деятельности (KPI), которые являются целевыми для компании.
Простым и эффективным способом разработки такой стратегии является стратегическая сессия — инструмент, который мы используем в работе с нашими Клиентами на втором этапе каждой стратегии.
Итоговый результат такой сессии — Стратегическая карта.
Нортон и Каплан в своей книге «Сбалансированная система показателей» отмечают, что Стратегическая карта — это система связанных между собой Ключевых Показателей Эффективности (Key Performance Indicators, KPI). При этом у каждой карты есть 4 уровня:
1. Финансовый
2. Клиентский
3. Внутренних процессов
4. Роста и обучения сотрудников + IT
На каждом из этих уровней существуют KPI, которые и формируют Стратегическую карту. Число таких KPI — 17. Кажется, что это очень много, а для эффективного контроля достаточно меньшего количества показателей. Не торопитесь судить поверхностно! Уже совсем скоро вы увидите, как система работает целиком.
Любая компания на свете — от самой маленькой до самой большой — стремится одновременно реализовывать для получения прибыли 2 главные бизнес-стратегии:
Стратегию производительности
Цель — оптимизация себестоимости. Логистика, операции, повышение производительности труда, работа отдела закупок — все это предмет этой стратегии; а главной экономической величиной, которую мы будем использовать для оценки эффективности этой стратегии, является маржинальность
Стратегию роста
Ее основная задача — создание новых продуктов, выход на новые рынки сбыта, максимизация выручки с Клиента в масштабах всей его жизни. Успех стратегии роста измеряется оборотностью, или выручкой
И все KPI на всех 4-х уровнях связаны либо с одной, либо с другой стратегиями.
Шаг 1. Соберите все необходимые данные. Посмотрите мое видео по анализу данных и подготовьте к стратегической сессии понятные всем цифры, отвечающие на вопросы о цене, продукте, каналах продаж и продвижения, сегментов Целевой Аудитории.
Шаг 2. Соберите сотрудников из разных подразделений. Обязательно добейтесь присутствия на сессии представителей производства и отделов маркетинга, продаж, IT и управления персоналом.
Шаг 3. Вкратце донесите до собравшихся основные цифры. Убедитесь, что они всем понятны. При этом избегайте интерпретаций и оценки цифр, чтобы не переформировать мнение участников.
Шаг 4. Разбейте участников на группы. Можно дать всем группам одинаковое задание, а можно посмотреть на сессию шире. Например, у одного из наших Клиентов — крупного продуктового ритейлера — существует 3 типовых портрета потребителей. Как следствие, на сессии мы разбили участников на 4 группы (3 отражали потребности той или иной группы потребителей, а 4-я — акционеров и менеджмента).
Шаг 5. Предложите собравшимся нарисовать Стратегическую карту, заполнив каждый из 17 пунктов матрицы. Попросите участников ответить на следующие вопросы.
Вопросы финансового уровня:
Вопросы Клиентского уровня:
Вопросы уровня бизнес-процессов:
Вопросы уровня HR и IT:
Для наших Клиентов процесс разработки стратегических карт проходит в рамках стратегических сессий, на которые мы собираем топ-менеджмент компании и всех лиц, принимающих решения на уровне распределения коммерческих задач.
В крупной компании это могут быть директора подразделений, отделов, функциональных направлений и так далее. Если речь идет о малом и среднем бизнесе, мы собираем всех опытных сотрудников.
Самое главное — помнить, что ключевая задача стратегической сессии — сформировать и декомпозировать цели компании до показателей эффективности каждого сотрудника.
Должен ли директор по продажам ориентироваться на ключевые задачи компании?
Конечно, должен.
Должна ли работа менеджера по продажам или маркетингу опираться на задачи компании?
Конечно, да.
Должны ли KPI офис-менеджера или курьера в вашей компании быть ориентированы на достижение ключевых целей?
Да, должны.