Рассказываем, как эффективно работать с маркетинговыми бюджетами для привлечения и удержания пациентов и как оценить, насколько эффективно работают инструменты.
Подробнее о выстраивании маркетинга в медцентрах — в нашем руководстве «Доказательный медицинский маркетинг». Руководство доступно в базе знаний в telegram.
Маркетинговый бюджет медицинского учреждения состоит из 2-х групп расходов:
1. Затраты на привлечение нового пациента (САС, Customer Acquisition Cost): расходы на контекстную/таргетированную рекламу, контент-маркетинг, SEO и др.
2. Затраты на удержание клиента (CRC, Customer Retention Cost): затраты на программу лояльности, триггерные коммуникации, рассылки и др.
В этом материале расскажем, как эффективно работать с маркетинговыми бюджетами для привлечения и удержания пациентов и как оценить, насколько эффективно работают инструменты. Для этого изучим:
Чтобы оптимизировать бюджет, для начала нужно понять, как маркетинговые параметры накладываются на карту путешествия пациента.
Логистику пациента можно разделить на 3 больших блока:
1. Коммуникация с клиентом до посещения клиники
На данном этапе анализируем:
2. Коммуникация с клиентом в клинике
На данном этапе анализируем:
3. Коммуникация с клиентом после посещения клиники
На данном этапе анализируем:
Ответы на эти вопросы помогут понять, насколько эффективны текущие инструменты и процессы маркетинга. И как эффективно вы расходуете бюджет на каждом из этапов.
Чтобы ответить на все эти вопросы, вам необходимо собирать и анализировать 2 типа данных:
Транзакционные данные TX (Transactional Experience)
Это данные, которые фиксируются в МИС или CRM. Например, какие услуги приобрел пациент, в какие дни какие процедуры посещал, сколько денег нам уже заплатил и др.
Клиентские данные СX (Customer Experience)
Это данные, которые позволяют шире взглянуть на пациентов для выстраивания маркетинговых активностей. Например, факторы выбора клиники, причина посещения, ожидания от клиники и др.
Такие параметры необходимо собирать дополнительно.
Со сбором транзакционных данных в медицинских организациях больших проблем нет, а вот сбор клиентских — слабое место. Мало какие медцентры серьезно занимаются этим вопросом. Тем не менее, чтобы повышать эффективность маркетинга, важно работать с клиентскими данными.
Основной способ их получения — проведение анкетирования. Для этого необходимо составить небольшую анкету и просить пациентов перед посещением врача ответить на вопросы:
Далее обязательно объединяем ответы пациента с его транзакционным поведением, то есть с данными из МИС и CRM.
Такой подход позволит создать единый профиль клиента SCP (single customer profile), о нем расскажем позже.
Когда у клиники появятся ответы, с какой задачей пришел клиент и на что он обращает внимание, то станет возможным проводить более глубокий анализ логистики пациента, а именно:
В едином профиле клиента отражаются не только пользовательские данные МИС/CRM по каждому посещению и манипуляциям, но и сведения об ожиданиях пациентов и понимание, как эти ожидания конвертировать в деньги.
Это позволяет глубже анализировать пациентов и выстраивать более персональные стратегии коммуникации, что повышает ROMI.
Для создания единого профиля клиента нужно собирать 4 вида данных:
Транзакционные данные, которые помогают
Эти данные фиксируются в МИС/CRM.
Клиентские данные
Данные рекламных каналов, с которых пришел клиент
Для этого медцентру необходима сквозная аналитика — любые инструменты, которые собирают эту информацию. Например, Calltouch, Roistat или CoMagic. Кроме того, необходимо фиксировать эффективность этих инструментов, чтобы понять, какие инструменты окупаются, а какие — нет.
Сервисные показатели, с которых пришел клиент
NPS (Индекс потребительской лояльности)
CSI (Показатель обслуживания клиента)
CES (Показатель обслуживания клиента)
Транзакционные и клиентские данные, сервисные параметры, digital-данные позволяют медучреждению намного глубже оценивать пациентов:
Для внедрения SCP медицинскому учреждению необходимо выполнить следующие шаги:
1. Внедрить сбор сервисных параметров (NPS, CSI, CES) для оценки удовлетворенности пациентов. Вы можете реализовать это через автоматические рассылки с анкетами или через регулярные звонки кураторов.
2. Внедрить сквозную аналитику. Например, CoMagic или Roistat. Это позволит видеть расход на CAC и CRC по каждому пациенту и сегменту, после чего на основании данных LTV оценивать окупаемость маркетинговых бюджетов.
3. Внедрить процесс сбора клиентских данных. Разработать анкету с необходимыми параметрами (см. перечень выше), определить формат сбора данных (лично куратор или автоматически через онлайн-форму) и момент предоставления анкеты пациенту (сразу после посещения, перед посещением и др.).
4. Объединить транзакционными, клиентские, digital- и сервисные данные в едином пространстве. Сделать это можно двумя способами:
а) Если у клиники современная МИС (например, DentalPro или Инфодент), то это можно реализовать с помощью IP-протоколов. Они позволяют соединиться разным системам друг с другом и обмениваться данными.
б) Если у клиники нет современной МИС, можно воспользоваться BI-системами типа Power BI или Tableau. Они позволяют каждому срезу данных присваивать конкретные ID-карты и отражать эти данные в отдельном дашборде. Информация собирается не внутри CRM, а в отдельной системе, которая может визуализировать параметры.