Задача: определить воспринимаемое клиентами и поставщиками группы позиционирование компании, ключевые неценовые факторы выбора контрагентов со стороны партнеров
Мы начали работать с крупной логистической компанией. Клиент работает на основной части территории России и в ближнем зарубежье, оказывая услуги крупным торговым и производственным компаниям, ведущим свою деятельность на территории России: AB InBev EFES, сеть О’КЕЙ, магазины IKEA и др.
Задача, которую поставил перед нами клиент – помочь найти правильный подход к корректировке позиционирования маркетинговых коммуникаций в продажах на рынке В2В.
Чтобы достичь целей проекта, мы предложили заказчику провести глубинные интервью с представителями контрагентов: клиентов компании и поставщиков компании. Все множество контрагентов мы разбили на восемь сегментов:
Для каждого сегмента мы рассчитали количество анкет, необходимое для того, чтобы получить репрезентативную выборку. Опросные анкеты мы построили так, чтобы по полученным данным можно было выполнить все необходимые виды анализа, а именно:
Опросные анкеты были разработаны для каждого сегмента в отдельности и содержали как универсальные блоки вопросов (таких как оценка факторов восприятия), так и уникальные (например, блоки вопросов, предназначенные для выявления структуры принятия решений).
До начала серии интервью участники проекта со стороны агентства Paper Planes изучили продукцию Компании на мастер-классе директора по маркетингу компании-клиента. Наши эксперты провели предварительное тестирование анкет и сформировали базу основных возражений и уточняющих вопросов.
В ходе серии интервью мы решали все проблемные и спорные вопросы с клиентом в режиме онлайн. Это позволило провести интервью в сжатые сроки с необходимым уровнем качества.
По окончании серии интервью с представителями каждого сегмента мы организовали совместные групповые сессии с участием представителей департаментов компании. В ходе сессий мы выявляли наиболее эффективные инструменты воздействия на факторы выбора клиентов методом QFD. Факторы выбора клиентов в составе функциональных блоков QFD определялись по данным опросов представителей каждого клиентского сегмента («синяя зона» на рис. 2), а значения соответствующих аналитических параметров формировались в ходе совместных сессий рабочих групп («красная зона»)
По результатам глубинных интервью с представителями клиентских сегментов мы также провели EST-анализ, или анализ восприятия. Этот вид анализа позволяет выявить показатели, которые клиенты используют для оценки компании, и определить, какое позиционирование компания имеет в восприятии клиента — оно вполне может отличаться от собственного позиционирования компании.
По результатам EST-анализа мы подготовили рекомендации как по общему позиционированию компании, так и по позиционированию для каждого клиентского сегмента.
Замер индекса удовлетворенности (NPS-анализ) по всем целевым сегментам позволил выявить не только фактический уровень удовлетворенности работой контрагентов с компанией, но и причины, повлиявшие на значение индекса — т. е. фактически выявить точки роста компании.
Оценка NPS велась по ряду параметров, в их числе:
Видно, что все эти параметры можно очень легко разделить на те, что плотно связаны с человеческим фактором, и те, что связаны скорее с выстроенностью бизнес-процессов.
Первые получили высокие оценки, вторые — в лучшем случае умеренные. Это и хорошо видно в итоговой презентации на графике регрессионной модели. Даже из этой части презентации легко понять, что компании в дальнейшем необходимо фокусировать внимание на корректировке бизнес-процессов. В целом это говорит о компании как о находящейся в стадии «Давай-давай».
Выявление параметров сотрудничества, способных вызвать пересмотр условий работы, позволило нам оценить текущий уровень спроса на дополнительные и смежные товары и услуги, которые может предложить компания своим текущим и потенциальным контрагентам, включая неготовность контрагентов к работе с теми или иными предлагаемыми товарами и услугами. Это позволило компании скорректировать продуктовую матрицу и снизить издержки неэффективных направлений работы.
Мы описали структуру принятия решений на базе модели Customer Journey Map (McKinsey). Распределив реперные точки в принятии решений по ключевым точкам модели и описав наиболее эффективные инструменты маркетинга и продаж для каждой из точек, мы получили схему коммуникаций компании с контрагентами.
Чтобы показать наиболее важные факторы, влияющие на контрагентов, мы построили корреляционную матрицу, позволяющую определить степень влияния факторов, выявленных в ходе анализа, на NPS.
По результатам выполненных исследований мы подготовили рекомендации по корректировке позиционирования клиента. Для каждой из двух основных групп контрагентов — поставщики и клиенты компании — мы предложили выработать отдельное позиционирование.
По итогам проекта компания получила следующие пакеты рекомендаций:
Мы передали клиенту более 100 аналитических таблиц с результатами анализа и расчетами. Наши рекомендации легли в основу плана работ департамента маркетинга компании на 2020 год.