В этом кейсе о том, как формат стратегической сессии помогает преобразовать обширную экспертизу компании в продуктовый портфель
Стратегические сессии, которые проводит Агентство Paper Planes, нацелены на то, чтобы за 8–10 часов интенсивной работы изменить способ мышления клиента. И сделать это с опорой на данные и аналитику.
Когда IT-сервисная компания занимается разработкой решений на заказ, состав её продуктового портфеля, как правило, очень нестабилен и зависит от набора пожеланий каждого конкретного клиента. Чего бы ни захотел заказчик, разработчики говорят: «Сделаем». Однако выводить подобные решения на рынок и выстраивать коммуникацию с потенциальными клиентами непросто, так как аудитория обычно предпочитает более формализованный продукт, чем «можем всё».
Именно решению этой проблемы и была посвящена стратегическая сессия: как преобразовать обширную экспертизу компании в конкретную продуктовую линейку, которой можно управлять эффективно. И перейти от точки «мастера на все руки» к точке, где для каждого продукта сформулировано предельно ясное позиционирование.
Стратегическую сессию мы начали с того, что из всего перечня возможных направлений – DevOps, Backend, Frontend, UX-дизайн, работа с базами данных – определили основные направления дохода компании. Затем обсудили, какие из этих направлений можно продавать отдельно в рамках больших комплексных проектов, а какие — нельзя.
В процессе обсуждения мы обнаружили, что стартовая установка «мы можем разработать всё» не полностью соответствует действительности. Выяснилось, что основная экспертиза компании и опыт фокусируются в области повышения эффективности. Наш клиент не занимается разработкой решений для коммерческих процессов, продаж или HR, но может создавать решения, которые повышают эффективность производственных и бизнес-процессов.
Второй этап мы начали с обсуждения отраслей, в которых востребован имеющийся
у компании уровень экспертизы. Исходя из этого приоритизировали отраслевой список: какие заказчики могут потенциально купить тот или иной наш продукт.
Готовясь к стратегической сессии, мы провели исследование факторов выбора со стороны заказчиков. Это исследование помогло нам сформулировать перечень Jobs To Be Done (JTBD) B2B-клиентов. То есть то, для чего заказчики готовы нанимать наш продукт.
Соединив перечень JTBD с приоритизированным отраслевым списком, мы получили матрицу возможных услуг. Из всей матрицы мы фокусно выбрали продукты, которые прошли три определённых нами фильтра:
В финал нашего отбора вышло четыре продукта компании. После этого мы начали не сужать, а расширять проект продуктового портфеля. Для этого определили два направления — два класса операций в комплексных проектах, которые могут быть востребованы отдельно. И опираясь на них, сформулировали перечень дополнительных услуг, которые также могут быть полезны заказчикам и продаваться отдельно.
Таким образом, у нас сформировался портфель, включающий четыре крупные услуги и примерно 7–8 небольших, сопутствующих услуг.
На следующем этапе мы обсудили, как для каждой услуги выстроить позиционирование и модель продаж.
Компания клиента по сути является профессиональной сервисной фирмой, так как продаёт своё время и экспертизу другим компаниям. Мы выделяем три возможных территории позиционирования для профессиональных сервисных фирм:
Мы остановились на третьем варианте – операционное совершенство. И обсудили инициативы, которые позволят трансформировать операционную часть работы компании так, чтобы она соответствовала выбранной территории позиционирования:
В профессиональных сервисных фирмах используется разделение проектов на 3 группы:
Клиенту мы предложили разделить отдел продаж на 3 отдела:
И отдельно изучили все этапы и инструменты экспертных продаж. Подробнее о них вы можете почитать здесь.
Главный результат любой стратегической сессии заключается в том, что у участников процесса за 8 часов кардинально меняется восприятие и способ мышления. В этом случае мы от точки, где клиент говорит, что может всё, но при этом не понимает, как это продать, пришли к точке, в которой у клиента: